Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (6-7 лет)
НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Составила: Ложкова Вера Мироновна
Чебоксары, 2013 г.
Программное содержание:
Цель: развивать интеллектуальное развитие и познавательный интерес у детей.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах;
- активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»;
- уточнить понятия - «стая», «вереница», «клин», "насекомоядные", "водоплавающие";
- закреплять понятия «перелётные», «зимующие» птицы;
- упражнять в образовании сложных слов;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- развивать зрительное, слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Активизация словаря:
стая, вереница, клин, насекомоядные, водоплавающие, длинноногий, длинноклювый, длиннохвостая, теплолюбивая, острокрылая, звонкоголосый,
чернокрылый.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Материал:
Ноутбук, экран, проектор.
Презентация «Перелетные птицы», картинки с изображением перелётных птиц: грач, скворец, соловей, ласточки, журавль, гусь, утка, лебедь, кукушка. Макет дерева, простые карандаши, задание на листе бумаги в клетку, карточки для игры «Четвертый лишний». Перо грача, маленькие перья. Мяч.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций с изображениями птиц нашей полосы,
репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц и др.
Содержание деятельность:
1. Вводная часть.
- Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла по дороге в детский сад? (Воспитатель показывает детям перо грача). Дети угадывают.
- Чье это перо? (Это перо грача).
Как вы догадались?
- Правильно догадались, это перо грача. Оперение у грача черное, блестящее.
Дыхательная гимнастика «Перышки».
- Положите перышко на ладошку и сдуйте его. Вдох носом, плавный долгий выдох ртом.
- Для чего птицам нужны перья? (Перья птицам нужны, для того, чтобы летать).
- Согласна, но кроме этого перья помогают птицам сохранять тепло, перья птиц защищают от сырости, ветра, сильного мороза или перегрева. А хвостовые перья помогают им регулировать направление полета.
- Вы встречали грачей зимой на участке? (Нет).
- А почему они сейчас появились?
(Наступила весна и грачи прилетели с юга).
- Правильно.
Поэтому в народе говорят: «Если грач на горе, то весна во дворе».
Так как грачи улетают на сравнительно небольшие расстояния, то весной они возвращаются в родные места раньше других.
- А еще каких перелетных птиц вы знаете?
- Дидактическая игра «Перелетные птицы».
- Поиграем в игру «Назови перелетную птицу».
Дети передают мяч друг другу и называют перелетных птиц.
- Много птиц вы назвали. Я приготовила вам картинки с изображениями птиц. Я буду их расставлять на наборное полотно, а вы называйте их.
- Рассматривание изображение перелетных птиц.
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц (грач, скворец, соловей, ласточки, журавль, гусь, утка, лебедь, кукушка), дети называют.
- Какие это птицы? (перелетные).
- Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах.
4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Поиграем в игру «Продолжи предложение, найди причину»
Этих птиц называют перелетными, потому что… / они осенью улетают в теплые края, а весной прилетают к нам обратно/.
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/.
Скворец не строит гнездо, потому что …/ он живет в скворечнике/.
- Использование ИКТ.
- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? ( Стаей).
Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей - друг за другом «цепочкой», поодиночке, клином в виде треугольника.
Вереницей, караваном летят гуси, утки, лебеди; клином – журавли; стаей – ласточки, грачи, скворцы; поодиночке – кукушки)
Раньше всех прилетают грачи.
После них прилетают насекомоядные птицы: скворцы, жаворонки, ласточки.
Какие два слова прячутся в слове насекомоядные? (Едят насекомых). Повторите слово - насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. Прилетают эти птицы сразу, как только появляются насекомые.
Когда оттает лед на реках и озёрах, направляются к нам домой водоплавающие птицы - гуси, утки и лебеди. Какие два слова прячутся в слове водоплавающие - плавать в воде. Повторите - водоплавающие.
6. Дидактическая игра «Какой, какая?»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.
Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
У грача чёрное крыло, он … /чернокрылый /.
Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.
- Пальчиковая гимнастика « Скворечник»
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
- Развитие мелкой моторики.
- Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
- Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц.
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
- У меня в руке карточки с изображением 4 птиц, одна из них – лишняя, она «заблудилась».
Назовите лишнюю птицу.
9. Использование ИКТ
Интернет BabyLessons.ru – Презентации - Перелетные птицы.
- Игра «Кто как голос подает?»
Проверим как вы запомнили, кто как голос подает?
жаворонок - звенит,
утка - крякает,
грач - кричит «кра»,
журавль - курлычет,
кукушка - кукует,
ласточка - щебечет,
скворец – свистит, скрипит, подражает пению других птиц,
соловей - заливается, свистит, щёлкает.
- Беседа "Птицы и люди"
Какую пользу человеку приносят птицы?
(Птицы уничтожают вредных насекомых, радуют людей своим пением).
- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)
Как мы можем показать свою любовь к птицам? (Весной повесить скворечники на деревья, почистить старые скворечники, не ломать гнезда, не шуметь в лесу).
Расскажем по табличкам по охране птиц о том, что нельзя делать и почему.
(Дети парами составляют из картинок-символов фразы).
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня говорили?
- Что интересного вы узнали?
Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
Молодцы! Я хочу вам подарить раскраски.
Литература:
- Вохринцева С.В. Дидактический материал. Окружающий мир. Перелетные птицы.- М.: Страна фантазий, 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2001.
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск : Асар, 2001.
- Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы .- М.:
Скрипторий 2003, 2009.
Интернет ресурсы:
Презентация «Перелетные птицы»: BabyLessons.ru