Понедельник, 06.05.2024, 12:43
Приветствую Вас, Гость

Художественное конструирование из природного материала как средство формирования творческой личности дошкольника

В.М. Ложкова

МБДОУ «Детский сад №147», г.Чебоксары

Встречи с природой расширяют представление детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала [3]. Использование природного материала дает большие возможности для развития творческих способностей и речи детей, сближает ребенка с родной природой, способствуют формированию у ребенка бережного, заботливого отношения к природе.

В исследовании О.М. Дьяченко выделено два основных качественно различных способа действия по построению воображаемых образов [7]:

1) «опредмечивание», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;

2) «включение», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа. И, по мнению автора, второй способ отличается более высоким уровнем, поскольку именно он приводит к оригинальности и продуктивности решений.

Л.А.Парамонова разработала педагогическую систему обучения детей дошкольного возраста конструированию из разных материалов, предложила поэтапную развивающую систему обучения детей 5-7 лет конструированию из природного материала как художественному виду деятельности.

Система обучения конструированию состоит из трех основных этапов [7].

На первом этапе детей обучают анализу природного материала (отбираются корни, ветки, сучки, по конфигурации что-то напоминающие) как основе для получения разных образов способом «опредмечивания». При этом дети овладевают основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего.

Способ «опредмечивания» является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку он позволяет формировать умение видеть целое раньше частей, создавать на одной основе несколько оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой - способ «включения».

На втором этапе дети решают проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала. Это обеспечивает обобщение первого способа (расширяет сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, используется как значимый элемент целостного образа. В результате дети могут использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они, наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко используют такой прием, как комбинирование.

На третьем этапе организации сюжетного конструирования расширяется тематика детских поделок, активизируется поиск передачи их выразительности, сам процесс их создания становится эмоциональным и значимым для детей. При этом дети строят образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с сюжетом (зафиксированные в слове особенности образа), что расширяет палитру детских ассоциаций, делает образы более динамичными.

Работая с детьми, я заметила, что у детей слабая степень сформированности конкретных практических умений и навыков работы с природным материалами, нет интереса к изготовлению игрушек, и они не проявляют творчество в работе.

Определила задачи в работе с детьми с природным материалом:

- вызвать интерес воспитанников к природному материалу, желание работать с ним$

- учить видеть в знакомых формах природного материала новые сочетания;

- развивать воображение и речь;

- формировать у ребенка бережное, заботливое отношение к природе.

Важным условием организации обучения являются целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес. Все эти мероприятия были направлены на обогащение у детей представлений об окружающем мире. В лесу я устраивала различные дидактические игры: «Угадай по описанию», «На что похоже», задавала вопросы: «Кого напоминает? С чем можно сравнить?».

Особое внимание во время занятий и экскурсий в лесопарке уделялось широкому экспериментированию с природным материалом с целью выяснения их свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается, мягкий или гладкий, колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зелёный, а  в тени – тёмный, почти синий) и т.п. Это значительно расширило ассоциации детей, что приводило порой к неожиданным конструктивным решениям и созданию оригинальных образов с использованием свойств материалов, которые они для себя открывали.

Во время целевой прогулки, организованной в середине лета, я познакомила детей с растениями нашего края, рассказала о целебных свойствах. С ребятами собрали гербарий из растений и листьев.

Осенью обращала внимание детей на изменения в окраске листьев деревьев. Мы собирали и рассматривали опавшие листья, сравнивали их между собой. Я давала детям творческие задания: «Покажи, как падают листья, как они кружатся в воздухе», «Покажи в воздухе, как раскрывается цветок» и т.д. Использование творческих заданий способствовало развитию у детей воображения.

Рассматривали на прогулке разные плоды и семена растений, уточняли, на что они похожи, какую поделку можно сделать. Совместно с детьми сделали поделки из природного материала. Использовала разные поисковые вопросы: «Из какого материала можно сделать поделку? Почему выбрали именно этот материал? Какой материал можно использовать для изготовления детали? Чем можно заменить?». Использование вопросов поискового характера ставило детей в условия выбора, когда требовалось от детей самим думать, как сделать ту или иную деталь, какой материал необходимо использовать и чем можно заменить недостающий материал, т.е. предлагалось фантазировать. Давала советы, объясняла последовательность изготовления игрушки, особое внимание уделяла приемам и способам соединения отдельных частей поделок (клеем, проволокой, спичками, пластилином). Учила, как правильно выбирать, прикреплять изделие на подставку. В качестве подставки использовались коряги, ветки, кора деревьев и другой материал.

Значительное влияние на желание детей участвовать в труде оказывала подготовка природного материала к занятию последующей деятельности. Дети во время прогулки собирали семена клёна, ясеня, ягоды рябины и др. Заранее обсуждали, что они будут делать и для чего может пригодиться их материал. Так, например, для поделки различных фигурок из желудей вместе с детьми собирали жёлуди разного размера и формы (жёлуди крупные - для туловища, мелкие - для головы; веточки с разными изгибами для рук, ног, лап, чтобы в соединении с жёлудем это была бегущая, сидячая, прыгающая фигура и т.д.).

На экскурсии мы брали коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян. Я рассказывала детям, как правильно собирать природный материал, подчёркивала, что жёлуди, шишки, ягоды должны быть целыми, немятыми. Предлагала сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробочки большого размера (проводилась игра «Магазин семян»). При заготовке материала я рассказывала о бережном обращении к природе, подчеркивала, что листья можно собирать, когда они падают, запасы веток следует делать во время подрезания деревьев и т.д. Обращала внимание детей на выразительные формы даров природы, учила видеть сходство причудливо изогнутых корней, веток с различными фигурами животных (цапля, олень и т.д.). Предлагала ответить на вопрос: «На что похоже?», «Что напоминает?», побуждая детей сравнивать, вспоминать сказочных героев, внимательно вглядываться в собранный материал, фантазировать, продумывать заранее, что из чего можно будет сделать, какую создать композицию.

Для изготовления игрушек использовали различный природный материал: желуди, шишки, семена растений, птичьи перья, солому, ракушки и т.д. Были сделаны игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, вертушки). Оригинальные поросята получились из яичной скорлупы и желудей. Использование разного материала помогало детям переносить знакомые приемы работы в другие ситуации. Интересные получились игрушки по сказкам «Колобок», «Репа», «Теремок» и т. д. Дети использовали эти игрушки в самостоятельной деятельности, дидактических играх, настольном театре.

Выпустила серию альбомов «Поделки своими руками», с иллюстрациями для конструирования из природного материала.

Организовала выставку детских игрушек, провела конкурс «На самую необычную игрушку» среди родителей и детей. Совместные работы родителей с детьми были интересными и оригинальными.

С помощью родителей наша «кладовая» пополнилась разнообразным природным материалом. Они стали активными участниками всех выставок.

Использование природного материала способствовало всестороннему гармоническому развитию детей. Неоднократное и дифференцированное включение детей в работу с постепенным усложнением к изготовлению поделок позволило детям овладеть знаниями и навыками с различным природным материалом, у большинства детей  развилась способность к построению новых достаточно оригинальных образов.

 

Литература

  1. Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ. Методическое пособие / Л.А. Баландина, В.Г. Гаврилова и др. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 288 с.
  2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2012.- 336 с.
  3. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
  4. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
  5. Захарюк Патрик. Картины из цветов и листьев. – М.: Издательская группа «КОНТЭНТ», 2008. - 46 с.
  6. Панкеев, И.А. Поделки из природных материалов. - М.: Изд. дом «Карапуз», 1991. – 64 с.
  7. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом  «Карапуз», 1991. – 240 с.
  8. Паславский, А.С. Природа, фантазия, творчество: Альбом самоделок. – Одесса: Изд. «Веселка», 1976. -16 с.
  9. Перевертень, Г.И. Поделки своими руками. – М.: Сталкер, 2003. – 16 с.
  10. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1985. – 230 с.
  11. Сафонова О.А. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. Методические основы. – Н. Новгород, 1995. - 69 с.